Среда, 24.04.2024, 02:14


Главная
Регистрация
Вход
Приветствую Вас Чужак  
Меню сайта

Категории каталога
Статьи о волках [9]
Стихи о волках [42]
Оборотни [8]
Волчьи рассказы [10]

Мини-чат

Наш опрос
Вы доверяете людям?
Всего ответов: 516

Главная » Статьи » Оборотни

Оборотни во всех старнах
О́боротень (греч. λυκάνθρωπος, англ. Werewolf, нем. Werwolf, укр. Вовкулака, фр. loup-garou, другие названия: ликан, ликантроп, волкодлак, перевёртыш, окрута, окрутник) — мифологическое существо, обладающее способностью превращаться (оборачиваться, перекидываться) из человека в животное или наоборот.

Известные разновидности оборотней
Ликантроп — оборотень, принимающий волчий или подобный волчьему облик.
Волколак или волкодлак — ликантроп в славянской мифологии.
Вилктаки — ликантроп в литовской мифологии.
Вервольф — ликантроп в немецкой и англосаксонской мифологии.
Мардагайл — ликантроп в армянской мифологии.
Кицунэ — оборотень-лисица в японской мифологии.
Тануки — енотовидная собака или барсук.
Аниото — люди-леопарды.
Ругару — человек с волчьей головой или «гибрид» человека с собакой, свиньей, коровой или даже цыпленком (обычно белым).
Шелки — люди-тюлени в кельтской мифологии.

В мифологии

Превращение человека в животное — очень распространённый сюжет в мифологиях разных народов мира. Так, в «Слове о полку Игореве» описывается захват Всеславом Полоцким Новгорода и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. А в этнической культуре североамериканских индейцев обращение в животное-тотем племени является показателем высшего слияния с духом предка. В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков. Богатырь русских былин Вольга Святославич оборачивался «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «малым горностаюшком», «малою птицей-пташицей» и другими животными. В русском фольклоре Змей-Горыныч может обращаться в красивого юношу и в этом качестве посещать женщин, а Кощей Бессмертный обладает способностью превращения в различных существ. В тюркской мифологии оборотни — гульябани упоминаются как злые личности, обитающие в безлюдных местах и пугающие путников.

В русских поверьях оборотнем также называли недоброго духа, который «мечется человеку под ноги», как предвестник беды. Причём появляется он всегда мельком, на бегу, и разглядеть его бывает очень трудно. В отличие от большинства поверий западных стран «русский» оборотень может обратиться не только в животных, но и в кусок палки, копну сена, клубок, камень. Перед превращением всегда бьётся о землю. Считалось, что подобный оборотень — это дитя, умершее некрещёным или вероотступник, душа которого «проказит поневоле». На Украине оборотень также был известен как вовкулака, на Севере его часто именовали кикиморой. Свойство оборотней приписывали домовому и ведьме[1]. Проклятые и некрещёные дети или ведьмы могли принимать разные вещественные виды и затем тоже оборачиваться в животных.

В славянской мифологии считалось, что оборотень — это превращённый колдуном в волка человек, и потому он мог сохранять полное сознание своей принадлежности к человеческому роду и только внешне походил на зверя (то есть русские оборотни были добрыми волками). Считалось, что вернуть ему прежний человеческий вид вполне реально: для этого следовало надеть на волколака снятый с себя пояс, в котором были сделаны узлы, при навязывании которых каждый раз произносилось «Господи, помилуй!». Облачившись в такой пояс, волколак тут же терял шкуру и представал в человеческом облике.

Одним из проявлений привычного нам оборотничества (превращение человека в волка) можно наблюдать рядом с другим, не менее известным проявлением тёмных сил — вампирами. Считается, что один из способов убить вампира — укус оборотня. Раны, нанесённые вампиру оборотнем, не заживают и являются по большей части смертельными. Но и сами вампиры — тоже оборотни. Так, в произведении Брема Стокера «Граф Дракула» граф предстаёт в нескольких обличьях: старик, молодой красивый человек, гигантская летучая мышь, туман и большая чёрная собака.

Считалось, что оборотни могут быть врождёнными и обратимыми. Врождённые — это те, которые родились под определенной планетой либо подвержены родовому проклятию. Также врождённые появлялись, по верованиям, в случае если беременная женщина неожиданно увидит волка или съест мясо животного, которое убил волк.

Преобразованные (обратимые) оборотни живут в берлогах, бегают в лесах, но сохраняют человеческий внутренний мир. Возвратиться к человеческому подобию обратимые оборотни могли естественным путём через несколько лет. Врожденные же всю жизнь проводили в семье как обычные люди, а по ночам, превратившись в волков, истребляли скот. Образ оборотня символизировал бессилие человека перед темными сверхъестественными силами. По христианским взглядам, этот образ напоминал о необходимости иметь в своей душе Бога, никогда о нем не забывать, не грешить, чтобы не быть тяжело наказанным за сделанное зло.

Оборотни бывают двух видов: те, которые превращаются в зверей по своему желанию (с помощью колдовских заклинаний или иных магических ритуалов), и те, кто больны ликантропией — болезнью превращения в животных (с научной точки зрения ликантропия — психическое заболевание). Отличаются друг от друга они тем, что первые могут превращаться в животных в любое время дня и ночи, не теряя при этом способности мыслить по-человечески разумно, а другие только ночью (по большей части в полнолуние), помимо своей воли, при этом человеческая сущность загоняется глубоко внутрь, освобождая звериное начало. При этом человек не помнит, что он делал, будучи в зверином облике.

Также стоит упомянуть, что человек может удерживать в себе зверя в течение всей лунной фазы, для того чтобы в момент её наибольшей активности (полнолуние) обрести максимум силы и гнева для отмщения своим обидчикам. Однако, согласно преданиям, оборотнями намеренно становятся (а это, как правило, ведьмы и колдуны) не столько для мести, сколько всё же для озорства (попугать людей для своего веселья). Не все оборотни проявляют свои способности в полнолуние, некоторые могут становиться оборотнями в любое время суток.

Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающимися способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, долгой жизнью, ночным зрением и др.

Основной причиной, по которой обычный человек (не колдун) может стать оборотнем, считается укус или рана, причинённая другим оборотнем (подобное правило действует и для вампиров). После чего укушенному человеку ничего не остаётся, как в ближайшее полнолуние обратиться в зверя. Утром к нему вернётся человеческий облик, на следующую ночь всё снова повторится, и так далее. Либо, как вариант (см. выше), он отправится на постоянное местожительство в лес.

Убить оборотня можно, как и многую другую нечисть, серебряной пулей или серебряным оружием. При этом традиционные антивампирские средства в виде чеснока, святой воды и осинового кола против оборотней не действенны. После наступления смерти зверь в последний раз превращается в человека, при этом раны, нанесённые ему в зверином обличье, остаются и на его человеческом теле. Таким же способом можно изобличить оборотня в живом человеке: если рана, причинённая зверю, позднее проявится у человека — то этот человек и есть тот оборотень.

Настала ночь: ушел сотник с молодою женою в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, — кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит её. С криком оторвавши от себя, кинула её на пол; опять крадётся страшная кошка. Тоска её взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила её и бряк по полу — лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в тёмном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха её ведьма и что она ей перерубила руку.

— Н. В. Гоголь «Майская ночь»

Стать из оборотня снова нормальным человеком можно также нескольким путями: опять же с помощью колдовства, или волшебника, или чудесного лекарства (в фильме «Американский оборотень в Париже» соответствующую вакцину создают в лаборатории). Но самый известный путь — убийство того оборотня, который своим укусом инициировал превращение данного человека. После смерти оборотня все обращённые им люди снова становятся нормальными.
[править]
Оборотни в культуре и искусстве

Тема оборотней издавна популярна в фольклоре, литературе, кинематографе.
[править]
В кино

Первым фильмом, который посвящён оборотням, является немой фильм «Оборотень», вышедший в 1913 году. После него последовало ещё несколько немых фильмов про оборотней. Первым фильмом с озвучкой был немецкий фильм «Le Loup Garou». В 1935 году студия Universal Pictures выпустила фильм «Лондонский оборотень», а в 1941 году — «Человек-волк». Эти фильмы обозначили многие стереотипы внешности и поведения кинематографических оборотней.
[править]
Фильмы, в которых фигурируют оборотни:
А
«Американский оборотень в Лондоне» — 1981 год
«Американский оборотень в Париже» — 1997 год
«Ангел» — 2003 год
«Аризонский оборотень» — 1996 год
Б
«Баффи — истребительница вампиров (телесериал)» — 1997 год
В
«В компании волков» — 1984 год
«Ван Хельсинг» — 2004 год
«Вой» — 1981 года
«Вой 2» — 1984 год
«Вой 3» — 1987 год
«Вой 4» — 1988 год
«Вой 5: Возрождение» — 1989 год
«Вой 6: Уродцы» — 1991 год
«Волк» — 1994 года
«Волки-оборотни» — 2007 год
«Волчица» — 1983 год
«Волчонок» — 1985 год
«Волчонок 2» — 1987 год
«Возвращение волчицы» — 1989 год
«Возвращение оборотня» — 1981 год
Г
«Гайвер (фильм/мультфильм)» — 1986—2005 год
«Гарри Поттер и узник Азкабана» — 2004 год
«Гарри Поттер и Принц-Полукровка» — 2009 год
Д
«Другой мир» — 2003 год
«Другой мир 2: Эволюция» — 2006 год
«Другой мир: Восстание ликанов» — 2009 год
«Дневники вампира» — с 2009 года
Ж
«Женщина-волк из Лондона» — 1946 год
З
«Зловещая луна»
«Затмение» — 2010 год
К
«Кровь и шоколад» — 2007 год
«Клык и коготь» — эпизод телесериала «Доктор Кто» — 2006 год
Л
«Лондонский оборотень» — 1935 год
«Люди-кошки» — 1942 год
«Люди-кошки» — 1982 год
«Лунатики» — 1992 год
«Ликан — пёс тьмы»
М
«Музей восковых фигур» — 1988 год
«Медвежий поцелуй» — 2002 год
Н
«Новолуние» — 2009 год
О
«Оборотни» — 2005 год
«Оборотень» — 2000 год
«Оборотень» — 2003 год
«Охота на оборотня (Ромасанта)» — 2004 год
П
«Поцелуй оборотня» — 2009 год
«Проклятие оборотня» — 1961 год
«Псы-воины» — 2002 год
Р
«Рождение оборотня» — 2004 год
С
«Сестра оборотня»
«Серебряная пуля» — 1985 год
Т
«Томми-Оборотень (сериал)» — 1999 год
Ч
«Человек-волк» — 1941 год
«Человек-волк» — 2010 год
Э
«Эббот и Костелло встречают Франкенштейна» — 1948 год

Смотри Фильмы об оборотнях
[править]
В литературе

Первое упоминание волка-оборотня в литературном произведении — в «Сатириконе» Петрония.

Одним из ранних литературных произведений, посвящённых оборотням, можно назвать «Хуго, вервольф» Сазерленда Мензиса, которое вышло в 1838 году. Восемь лет спустя вышел уже целый сериал «Вервольф Вагнер» (1846 год) Джорджа Рейнольдса. Однако большинство мнений говорит не в пользу художественной значимости этих произведений.[2] Одним из наиболее заметных[источник не указан 110 дней] литературных произведений об оборотнях является вышедший в 1933 году роман «Парижский оборотень».

В «Гарри Поттере» Джоан Роулинг также появляются оборотни, превращающиеся в волков в дни полнолуния. Во время обращения оборотни теряют разум и не помнят о своем человеческом воплощении.

В серии книг Ивана Кононенко «Жизнь оборотня» оборотни вообще стоят на переднем плане и являются основой сюжета. Главный герой вследствие причудливо сложившихся событий становится одним из них, и прямое к этому отношение имеет обретённая с тех пор его новая подруга. Во всех частях книги встречаются всевозможные оборотни: волки, кошки, лисицы, собаки, крысы и многие другие.

В романе Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» (2004) волк и лиса оборотни выступают главными персонажами. В свойственной ему постмодернистской философствующей манере автор описывает мироздание с точки зрения оборотня, неожиданное объяснение находят и происходящие в России начала XXI века общественные явления.

В романе Андрея Демченко «Год оборотня» (издательство АСТ"") предлагается новая трактовка феномена превращения человека в зверя. Герой романа не превращается в волка в физическом смысле, но с помощью сильного гипнотического воздействия заставляет людей видеть в себе зверя.

Оборотни являются одними из героев книги Андрея Белянина «Моя жена — ведьма» и её продолжения «Сестрёнка из преисподней».

В сказке братьев Комаровых «Колдовская мельница» события разворачиваются вокруг лечения одного из персонажей, случайно подцепившего весьма своеобразный «петушиный оборотнизм».[3]

В вампирской саге Стефани Майер «Сумерки», оборотни появляются только во второй части «Новолуние», хотя некоторые намеки были еще в первой части.

В цикле «Дозоры» Сергея Лукьяненко оборотни — Тёмные Иные низшей касты, «пушечное мясо» в Дневном Дозоре. Светлые Иные, склонные к оборотничеству именуются перевёртышами.

В повестях Ольги Громыко «Верные враги» и «Капкан для некроманта» главная героиня — женщина-оборотень.

В романах Лорел Гамильтон серии «Анита Блейк» оборотни являются одними из главных персонажей.
[править]
В музыке
«Werewolf» — альбом группы «Esthetic Education», вышедший в 2007 году, а также заглавная песня пластинки.
«Зверь» — песня группы «Ария» из альбома 1995 года «Ночь короче дня».
«Закон мести» — Песня группы «Лобо».
«Of wolf and man» — песня группы «Metallica» из альбома 1991 года «Metallica».
«Оборотень» — песня группы «Сектор газа» из альбома 1993 г. «Нажми на газ».
«Zeit Der Woelfe» — альбом группы «Illuminate» 2008 г.
«Werewolf» — песня группы «CocoRosie».
«Werewolf» — песня группы «Cat Power».
«Оборотень» — песня группы «Мельница»
Shakira — «SheWolf»
Rage — «Full Moon»
Крюгер — «Оборотни»
Garou
«Король и шут» — «Охотник», «Оборотень» и «Медведь»
«Sonata Arctica» — «Fullmoon»
«Агата Кристи» — «Вервольф»
Wednesday 13 — American Werewolf in London
песня группы «Волколак» — «Гибель Волколаков», «Волчья прощальная»
НаВэ — «Оборотень»
«Вандал» — «Волк-оборотень»
«Неприкасаемые» — «Оборотень с гитарой», альбом «Третья чаша» 2005 года; эта песня написана и исполнена совместно с Сергеем Шнуровым.
«Вервольф» — песня группы «Агата Кристи», альбом «Чудеса» 1998 года.
«Du riechst so gut» («Ты так хорошо пахнешь») — песня группы «Rammstein».
«Оборотень» — песня Ольги Арефьевой.
Вадим Самойлов (Агата Кристи) и группа Пикник — «Оборотень»
«Оборотень» — песня Виктора Третьякова.
[править]
В компьютерных играх

В компьютерных играх оборотни обычно являются врагами или злыми персонажами, противостоящими игроку и другим положительным героям.

Компьютерные игры, в которых фигурируют оборотни:
Altered Beast
BloodRayne
Gabriel Knight 2: The Beast Within
Castlevania
Diablo II: Lord of Destruction — персонаж, друид, мог принимать форму волка и медведя.
Disciples II
Discworld Noir
Dragon Age: Origins
Fable
Legendary
Lineage 2 — персонажи, контролируемые компьютером: Werewolf, Lychantrop
MonstersGame
Neverwinter Nights 2
Perfect World
Rappelz
Sacred 2: Fallen Angel
Silver
Silverfall
Sonic Unleashed — ёж Соник принимает форму Werehog’a (ежа-оборотня)
Оборотень в The Elder Scrolls III: Bloodmoon
Vampire: The Masquerade - Bloodlines
Warcraft III: The Frozen Throne
World of Warcraft — Воргены являются одной из игровых рас фракции «Альянс».
X2 Wolverine's Revenge
Ведьмак
Дозоры. Запрещённая игра — Онлайн игра по мотивам «Дозоров»
Дневной дозор
[править]
В настольных играх

Наиболее ярко оборотни показаны в линейках Werewolf: The Apocalypse и Werewolf: The Forsaken соответственно по Старому и Новому Миру Тьмы.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ликан

Категория: Оборотни | Добавил: Arsbig (12.01.2011) | Автор: АРсений
Просмотров: 2493 | Рейтинг: 1.0/1 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Профиль
Логин:
Пароль:

___________
В логове всего: 1
Чужаков: 1
Стая: 0

Поиск

Друзья сайта

Статистика

В логове всего: 1
Чужаков: 1
Стая: 0

Copyright Vol4@R@ © 2024