О́боротень (греч. λυκάνθρωπος, англ. Werewolf, нем. Werwolf, укр. Вовкулака, фр. loup-garou, другие названия: ликан, ликантроп, волкодлак, перевёртыш, окрута, окрутник) — мифологическое существо, обладающее способностью превращаться (оборачиваться, перекидываться) из человека в животное или наоборот. Известные разновидности оборотней Ликантроп — оборотень, принимающий волчий или подобный волчьему облик. Волколак или волкодлак — ликантроп в славянской мифологии. Вилктаки — ликантроп в литовской мифологии. Вервольф — ликантроп в немецкой и англосаксонской мифологии. Мардагайл — ликантроп в армянской мифологии. Кицунэ — оборотень-лисица в японской мифологии. Тануки — енотовидная собака или барсук. Аниото — люди-леопарды. Ругару — человек с волчьей головой или «гибрид» человека с собакой, свиньей, коровой или даже цыпленком (обычно белым). Шелки — люди-тюлени в кельтской мифологии. В мифологии Превращение человека в животное — очень распространённый сюжет в мифологиях разных народов мира. Так, в «Слове о полку Игореве» описывается захват Всеславом Полоцким Новгорода и битва на Немиге. Всеслав представлен колдуном и оборотнем. А в этнической культуре североамериканских индейцев обращение в животное-тотем племени является показателем высшего слияния с духом предка. В Скандинавии верили, что берсеркеры умеют перекидываться в медведей и волков. Богатырь русских былин Вольга Святославич оборачивался «левом-зверем», «рыбой-щучиной», «гнедым туром-золотые рога», «малым горностаюшком», «малою птицей-пташицей» и другими животными. В русском фольклоре Змей-Горыныч может обращаться в красивого юношу и в этом качестве посещать женщин, а Кощей Бессмертный обладает способностью превращения в различных существ. В тюркской мифологии оборотни — гульябани упоминаются как злые личности, обитающие в безлюдных местах и пугающие путников. В русских поверьях оборотнем также называли недоброго духа, который «мечется человеку под ноги», как предвестник беды. Причём появляется он всегда мельком, на бегу, и разглядеть его бывает очень трудно. В отличие от большинства поверий западных стран «русский» оборотень может обратиться не только в животных, но и в кусок палки, копну сена, клубок, камень. Перед превращением всегда бьётся о землю. Считалось, что подобный оборотень — это дитя, умершее некрещёным или вероотступник, душа которого «проказит поневоле». На Украине оборотень также был известен как вовкулака, на Севере его часто именовали кикиморой. Свойство оборотней приписывали домовому и ведьме[1]. Проклятые и некрещёные дети или ведьмы могли принимать разные вещественные виды и затем тоже оборачиваться в животных. В славянской мифологии считалось, что оборотень — это превращённый колдуном в волка человек, и потому он мог сохранять полное сознание своей принадлежности к человеческому роду и только внешне походил на зверя (то есть русские оборотни были добрыми волками). Считалось, что вернуть ему прежний человеческий вид вполне реально: для этого следовало надеть на волколака снятый с себя пояс, в котором были сделаны узлы, при навязывании которых каждый раз произносилось «Господи, помилуй!». Облачившись в такой пояс, волколак тут же терял шкуру и представал в человеческом облике. Одним из проявлений привычного нам оборотничества (превращение человека в волка) можно наблюдать рядом с другим, не менее известным проявлением тёмных сил — вампирами. Считается, что один из способов убить вампира — укус оборотня. Раны, нанесённые вампиру оборотнем, не заживают и являются по большей части смертельными. Но и сами вампиры — тоже оборотни. Так, в произведении Брема Стокера «Граф Дракула» граф предстаёт в нескольких обличьях: старик, молодой красивый человек, гигантская летучая мышь, туман и большая чёрная собака. Считалось, что оборотни могут быть врождёнными и обратимыми. Врождённые — это те, которые родились под определенной планетой либо подвержены родовому проклятию. Также врождённые появлялись, по верованиям, в случае если беременная женщина неожиданно увидит волка или съест мясо животного, которое убил волк. Преобразованные (обратимые) оборотни живут в берлогах, бегают в лесах, но сохраняют человеческий внутренний мир. Возвратиться к человеческому подобию обратимые оборотни могли естественным путём через несколько лет. Врожденные же всю жизнь проводили в семье как обычные люди, а по ночам, превратившись в волков, истребляли скот. Образ оборотня символизировал бессилие человека перед темными сверхъестественными силами. По христианским взглядам, этот образ напоминал о необходимости иметь в своей душе Бога, никогда о нем не забывать, не грешить, чтобы не быть тяжело наказанным за сделанное зло. Оборотни бывают двух видов: те, которые превращаются в зверей по своему желанию (с помощью колдовских заклинаний или иных магических ритуалов), и те, кто больны ликантропией — болезнью превращения в животных (с научной точки зрения ликантропия — психическое заболевание). Отличаются друг от друга они тем, что первые могут превращаться в животных в любое время дня и ночи, не теряя при этом способности мыслить по-человечески разумно, а другие только ночью (по большей части в полнолуние), помимо своей воли, при этом человеческая сущность загоняется глубоко внутрь, освобождая звериное начало. При этом человек не помнит, что он делал, будучи в зверином облике. Также стоит упомянуть, что человек может удерживать в себе зверя в течение всей лунной фазы, для того чтобы в момент её наибольшей активности (полнолуние) обрести максимум силы и гнева для отмщения своим обидчикам. Однако, согласно преданиям, оборотнями намеренно становятся (а это, как правило, ведьмы и колдуны) не столько для мести, сколько всё же для озорства (попугать людей для своего веселья). Не все оборотни проявляют свои способности в полнолуние, некоторые могут становиться оборотнями в любое время суток. Согласно поверьям, оборотни могут обладать многими выдающимися способностями (превышающими возможности не только человека, но и животного): сверхъестественной силой, ловкостью и быстротой, долгой жизнью, ночным зрением и др. Основной причиной, по которой обычный человек (не колдун) может стать оборотнем, считается укус или рана, причинённая другим оборотнем (подобное правило действует и для вампиров). После чего укушенному человеку ничего не остаётся, как в ближайшее полнолуние обратиться в зверя. Утром к нему вернётся человеческий облик, на следующую ночь всё снова повторится, и так далее. Либо, как вариант (см. выше), он отправится на постоянное местожительство в лес. Убить оборотня можно, как и многую другую нечисть, серебряной пулей или серебряным оружием. При этом традиционные антивампирские средства в виде чеснока, святой воды и осинового кола против оборотней не действенны. После наступления смерти зверь в последний раз превращается в человека, при этом раны, нанесённые ему в зверином обличье, остаются и на его человеческом теле. Таким же способом можно изобличить оборотня в живом человеке: если рана, причинённая зверю, позднее проявится у человека — то этот человек и есть тот оборотень. Настала ночь: ушел сотник с молодою женою в свою опочивальню; заперлась и белая панночка в своей светлице. Горько сделалось ей; стала плакать. Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, и железные когти стучат по полу. В испуге вскочила она на лавку, — кошка за нею. Перепрыгнула на лежанку, — кошка и туда, и вдруг бросилась к ней на шею и душит её. С криком оторвавши от себя, кинула её на пол; опять крадётся страшная кошка. Тоска её взяла. На стене висела отцовская сабля. Схватила её и бряк по полу — лапа с железными когтями отскочила, и кошка с визгом пропала в тёмном углу. Целый день не выходила из светлицы своей молодая жена; на третий день вышла с перевязанною рукой. Угадала бедная панночка, что мачеха её ведьма и что она ей перерубила руку. — Н. В. Гоголь «Майская ночь» Стать из оборотня снова нормальным человеком можно также нескольким путями: опять же с помощью колдовства, или волшебника, или чудесного лекарства (в фильме «Американский оборотень в Париже» соответствующую вакцину создают в лаборатории). Но самый известный путь — убийство того оборотня, который своим укусом инициировал превращение данного человека. После смерти оборотня все обращённые им люди снова становятся нормальными. [править] Оборотни в культуре и искусстве Тема оборотней издавна популярна в фольклоре, литературе, кинематографе. [править] В кино Первым фильмом, который посвящён оборотням, является немой фильм «Оборотень», вышедший в 1913 году. После него последовало ещё несколько немых фильмов про оборотней. Первым фильмом с озвучкой был немецкий фильм «Le Loup Garou». В 1935 году студия Universal Pictures выпустила фильм «Лондонский оборотень», а в 1941 году — «Человек-волк». Эти фильмы обозначили многие стереотипы внешности и поведения кинематографических оборотней. [править] Фильмы, в которых фигурируют оборотни: А «Американский оборотень в Лондоне» — 1981 год «Американский оборотень в Париже» — 1997 год «Ангел» — 2003 год «Аризонский оборотень» — 1996 год Б «Баффи — истребительница вампиров (телесериал)» — 1997 год В «В компании волков» — 1984 год «Ван Хельсинг» — 2004 год «Вой» — 1981 года «Вой 2» — 1984 год «Вой 3» — 1987 год «Вой 4» — 1988 год «Вой 5: Возрождение» — 1989 год «Вой 6: Уродцы» — 1991 год «Волк» — 1994 года «Волки-оборотни» — 2007 год «Волчица» — 1983 год «Волчонок» — 1985 год «Волчонок 2» — 1987 год «Возвращение волчицы» — 1989 год «Возвращение оборотня» — 1981 год Г «Гайвер (фильм/мультфильм)» — 1986—2005 год «Гарри Поттер и узник Азкабана» — 2004 год «Гарри Поттер и Принц-Полукровка» — 2009 год Д «Другой мир» — 2003 год «Другой мир 2: Эволюция» — 2006 год «Другой мир: Восстание ликанов» — 2009 год «Дневники вампира» — с 2009 года Ж «Женщина-волк из Лондона» — 1946 год З «Зловещая луна» «Затмение» — 2010 год К «Кровь и шоколад» — 2007 год «Клык и коготь» — эпизод телесериала «Доктор Кто» — 2006 год Л «Лондонский оборотень» — 1935 год «Люди-кошки» — 1942 год «Люди-кошки» — 1982 год «Лунатики» — 1992 год «Ликан — пёс тьмы» М «Музей восковых фигур» — 1988 год «Медвежий поцелуй» — 2002 год Н «Новолуние» — 2009 год О «Оборотни» — 2005 год «Оборотень» — 2000 год «Оборотень» — 2003 год «Охота на оборотня (Ромасанта)» — 2004 год П «Поцелуй оборотня» — 2009 год «Проклятие оборотня» — 1961 год «Псы-воины» — 2002 год Р «Рождение оборотня» — 2004 год С «Сестра оборотня» «Серебряная пуля» — 1985 год Т «Томми-Оборотень (сериал)» — 1999 год Ч «Человек-волк» — 1941 год «Человек-волк» — 2010 год Э «Эббот и Костелло встречают Франкенштейна» — 1948 год Смотри Фильмы об оборотнях [править] В литературе Первое упоминание волка-оборотня в литературном произведении — в «Сатириконе» Петрония. Одним из ранних литературных произведений, посвящённых оборотням, можно назвать «Хуго, вервольф» Сазерленда Мензиса, которое вышло в 1838 году. Восемь лет спустя вышел уже целый сериал «Вервольф Вагнер» (1846 год) Джорджа Рейнольдса. Однако большинство мнений говорит не в пользу художественной значимости этих произведений.[2] Одним из наиболее заметных[источник не указан 110 дней] литературных произведений об оборотнях является вышедший в 1933 году роман «Парижский оборотень». В «Гарри Поттере» Джоан Роулинг также появляются оборотни, превращающиеся в волков в дни полнолуния. Во время обращения оборотни теряют разум и не помнят о своем человеческом воплощении. В серии книг Ивана Кононенко «Жизнь оборотня» оборотни вообще стоят на переднем плане и являются основой сюжета. Главный герой вследствие причудливо сложившихся событий становится одним из них, и прямое к этому отношение имеет обретённая с тех пор его новая подруга. Во всех частях книги встречаются всевозможные оборотни: волки, кошки, лисицы, собаки, крысы и многие другие. В романе Виктора Пелевина «Священная книга оборотня» (2004) волк и лиса оборотни выступают главными персонажами. В свойственной ему постмодернистской философствующей манере автор описывает мироздание с точки зрения оборотня, неожиданное объяснение находят и происходящие в России начала XXI века общественные явления. В романе Андрея Демченко «Год оборотня» (издательство АСТ"") предлагается новая трактовка феномена превращения человека в зверя. Герой романа не превращается в волка в физическом смысле, но с помощью сильного гипнотического воздействия заставляет людей видеть в себе зверя. Оборотни являются одними из героев книги Андрея Белянина «Моя жена — ведьма» и её продолжения «Сестрёнка из преисподней». В сказке братьев Комаровых «Колдовская мельница» события разворачиваются вокруг лечения одного из персонажей, случайно подцепившего весьма своеобразный «петушиный оборотнизм».[3] В вампирской саге Стефани Майер «Сумерки», оборотни появляются только во второй части «Новолуние», хотя некоторые намеки были еще в первой части. В цикле «Дозоры» Сергея Лукьяненко оборотни — Тёмные Иные низшей касты, «пушечное мясо» в Дневном Дозоре. Светлые Иные, склонные к оборотничеству именуются перевёртышами. В повестях Ольги Громыко «Верные враги» и «Капкан для некроманта» главная героиня — женщина-оборотень. В романах Лорел Гамильтон серии «Анита Блейк» оборотни являются одними из главных персонажей. [править] В музыке «Werewolf» — альбом группы «Esthetic Education», вышедший в 2007 году, а также заглавная песня пластинки. «Зверь» — песня группы «Ария» из альбома 1995 года «Ночь короче дня». «Закон мести» — Песня группы «Лобо». «Of wolf and man» — песня группы «Metallica» из альбома 1991 года «Metallica». «Оборотень» — песня группы «Сектор газа» из альбома 1993 г. «Нажми на газ». «Zeit Der Woelfe» — альбом группы «Illuminate» 2008 г. «Werewolf» — песня группы «CocoRosie». «Werewolf» — песня группы «Cat Power». «Оборотень» — песня группы «Мельница» Shakira — «SheWolf» Rage — «Full Moon» Крюгер — «Оборотни» Garou «Король и шут» — «Охотник», «Оборотень» и «Медведь» «Sonata Arctica» — «Fullmoon» «Агата Кристи» — «Вервольф» Wednesday 13 — American Werewolf in London песня группы «Волколак» — «Гибель Волколаков», «Волчья прощальная» НаВэ — «Оборотень» «Вандал» — «Волк-оборотень» «Неприкасаемые» — «Оборотень с гитарой», альбом «Третья чаша» 2005 года; эта песня написана и исполнена совместно с Сергеем Шнуровым. «Вервольф» — песня группы «Агата Кристи», альбом «Чудеса» 1998 года. «Du riechst so gut» («Ты так хорошо пахнешь») — песня группы «Rammstein». «Оборотень» — песня Ольги Арефьевой. Вадим Самойлов (Агата Кристи) и группа Пикник — «Оборотень» «Оборотень» — песня Виктора Третьякова. [править] В компьютерных играх В компьютерных играх оборотни обычно являются врагами или злыми персонажами, противостоящими игроку и другим положительным героям. Компьютерные игры, в которых фигурируют оборотни: Altered Beast BloodRayne Gabriel Knight 2: The Beast Within Castlevania Diablo II: Lord of Destruction — персонаж, друид, мог принимать форму волка и медведя. Disciples II Discworld Noir Dragon Age: Origins Fable Legendary Lineage 2 — персонажи, контролируемые компьютером: Werewolf, Lychantrop MonstersGame Neverwinter Nights 2 Perfect World Rappelz Sacred 2: Fallen Angel Silver Silverfall Sonic Unleashed — ёж Соник принимает форму Werehog’a (ежа-оборотня) Оборотень в The Elder Scrolls III: Bloodmoon Vampire: The Masquerade - Bloodlines Warcraft III: The Frozen Throne World of Warcraft — Воргены являются одной из игровых рас фракции «Альянс». X2 Wolverine's Revenge Ведьмак Дозоры. Запрещённая игра — Онлайн игра по мотивам «Дозоров» Дневной дозор [править] В настольных играх Наиболее ярко оборотни показаны в линейках Werewolf: The Apocalypse и Werewolf: The Forsaken соответственно по Старому и Новому Миру Тьмы.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ликан |