7 апреля в оперном театре состоялась
украинская премьера оперы «Бестиарий» известного композитора Александра
Щетинского, бывшего харьковчанина.
До сих пор эта опера была показана только в Германии и в двух городах России.
В
ХНАТОБе постановку называют интеллектуальной и новаторской. В либретто
использованы мотивы произведений Франца Кафки («Превращение»), Ганса
Христиана Андерсена («Дочь болотного короля») и Карло Гоцци
(«Король-олень»). Сюжет необычен. Коммивояжер Грегор просыпается утром
и обнаруживает, что превратился в огромного жука. Король Дерамо
«переселяется» в тело оленя, а злая красавица Хельга по вечерам
превращается в добрую жабу. Персонажи ужасно страдают, но остаются
людьми.
Воплотить такой сюжет на сцене было чрезвычайно сложно, рассказывает дирижер-постановщик Юрий Яковенко.
–
Фактически в спектакле три сюжета, четыре исполнителя, и у каждого – по
три-четыре роли и, соответственно, по три-четыре партии, – говорит он.
– В драматическом театре это случается, а в оперном – впервые. В
отличие от драматического актера, вокалист все-таки ограничен в голосе,
в движении.
Создатели действа предпочли достаточно лаконичное
решение: окружив актеров черно-белыми декорациями, постановщики
отказались даже от сказочных превращений.
– Мы пришли к теме
масок, – рассказывает художник-постановщик Надежда Швец. – Отсутствие
маски – это уже декларация искренности перед собой, людьми и Богом. А
персонажи в масках находятся в стадии оборотней. Такая лаконичность –
тоже новаторство: чтобы отказаться от отвлекающих красот, нужна
смелость.
Впрочем, в Европе подобная тенденция прослеживается уже давно, отмечает автор либретто Алексей Парин.
–
Бархаты и шелка культурная публика уже не воспринимает: это для мещан,
а с молодежью такой номер не пройдет – ей это совсем не интересно, –
утверждает он. – Культурная публика на Западе любит современное,
жестковатое, очищенное от внешней стороны искусство.